Меню сайта

Отчетное мероприятие учащихся старших классов  в рамках программы развития музея «Жили-были»


7 апреля группа обучающихся 6-9 классов посетила школьный музей «Жили-были». Целью экскурсии было знакомство с продуктами рукоделия и профессиональной крестьянской деятельности.

                                

Ребята увидели короб, в какой складывали товар коробейники, лапти, которые плели лаптевязы.  Они узнали, что кадки изготавливали бондари, колодки использовали в своем труде сапожники и валяльщики валенок, с помощью коклюшек плели кружева кружевницы. Заинтересовали ребят изделия плетельщиков: плетеные сани, корзины, туеса, налопаточник. Удивление вызвали деревянные корыта, изготовленные долбильщиками из целого бревна, деревянные расписные ложки. С интересом рассматривали ребята глиняную продукцию горшечников и гончаров, а также кованые изделия мастеров кузнечного дела. Удивление вызвали полотна, тканые на ткацком станке в домашних условиях: все они были разных оттенков, плотности и фактуры.

                         

Когда разговор о старинных профессиях закончился, ребята ознакомились с экспонатами уголка купеческого быта и задали интересующие их вопросы.



   Музей создан к 75-летию школы в 2008 году

 

Он состоит из двух экспозиций: «Крестьянская изба» и «Купеческий быт», которые контрастируют по отношению друг к другу. В одной представлен интерьер купеческой столовой, а в другой воспроизведено внутреннее убранство крестьянской избы. Экспонаты обеих экспозиций рассказывают о бытовом укладе прошлого.

 

Русская печка     

Печь – душа крестьянского дома. Она давала людям тепло, в ней готовили пищу и даже мылись. Печь ставили справа или слева от входа.    

 

 

Красный угол

«Красный угол» занимал почетное место в избе и находился по диагонали от печи. Название «красный угол» означает святой, красивый, Божий.

Здесь на полке украшенной полотенцем стояли иконы, горела лампада.

 

 

 

Предметы крестьянского быта

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи. Сундуки, посудные полки.

 Главным предметом мебели считался обеденный стол.  Он стоял в «красном углу». Размеры стола зависели от количества членов семьи. Чем больше семья, тем больше был обеденный стол.

  Вдоль стен в избе стояли широкие лавки. На них и сидели , и спали.

  Одежду крестьяне хранили в сундуках. По количеству сундуков определяли богатство семьи. Чем больше был достаток в семье, тем и сундуков было больше.

 

Бабий кут

Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался – «бабий кут». Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, помело. Рядом ступа с пестом.

 

Как утюг стал электрическим

В этом разделе экспозиции привлекает внимание учащихся деревянная узкая доска с зарубками и на конце с тонкой ручкой – это самый старый утюг. Для его названия в местном говоре использовалось слово «рубель». На круглую палку наматывалась вещь, и с помощью рубеля производилось глажение.

В музее есть 3 чугунных утюга.

 

Да будет свет

В музее представлены  осветительные приборы. Это лампы керосиновые со стеклом.

 Они отличаются размером и формой. Одна из них с алюминиевым отражателем света.

Купеческий быт

В данной экспозиции воссоздан интерьер столовой, в которой представлены атрибуты купеческого быта.

Экспозиция находится в учебном  кабинете технологии, где для девочек проходят уроки по кулинарии.

 

Купеческий быт

В данной экспозиции воссоздан интерьер столовой, в которой представлены атрибуты купеческого быта.

Экспозиция находится в учебном  кабинете технологии, где для девочек проходят уроки по кулинарии.

 

Что даёт музей нашим ученикам?

·        новые знания, углубляющие и расширяющие их понимание истории и других предметов и повышающие общий культурный уровень;

·        развитие познавательного интереса, возникающего на занятиях, тематика которых специально подобрана с учетом занимательности;

·        формирование  пространственных и предметных представлений;

·        развитие способности воспринимать музейную  информацию, понимать язык музейной экспозиции;

·        воспитание эмоций, развитие воображения, фантазии и творческой активности.

 

 

Роль музея в образовательном процессе?

 

·        обзорные экскурсии для гостей школы, студентов

·        проведение уроков на базе музея

·        использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке