Отчетное мероприятие учащихся старших классов в рамках программы развития музея «Жили-были».
7 апреля группа обучающихся 6-9 классов посетила школьный музей «Жили-были». Целью экскурсии было знакомство с продуктами рукоделия и профессиональной крестьянской деятельности.
Ребята увидели короб, в какой складывали товар коробейники, лапти, которые плели лаптевязы. Они узнали, что кадки изготавливали бондари, колодки использовали в своем труде сапожники и валяльщики валенок, с помощью коклюшек плели кружева кружевницы. Заинтересовали ребят изделия плетельщиков: плетеные сани, корзины, туеса, налопаточник. Удивление вызвали деревянные корыта, изготовленные долбильщиками из целого бревна, деревянные расписные ложки. С интересом рассматривали ребята глиняную продукцию горшечников и гончаров, а также кованые изделия мастеров кузнечного дела. Удивление вызвали полотна, тканые на ткацком станке в домашних условиях: все они были разных оттенков, плотности и фактуры.
Когда разговор о старинных профессиях закончился, ребята ознакомились с экспонатами уголка купеческого быта и задали интересующие их вопросы.
Музей создан к 75-летию школы в 2008 году
Он состоит из двух экспозиций: «Крестьянская изба» и «Купеческий быт», которые контрастируют по отношению друг к другу. В одной представлен интерьер купеческой столовой, а в другой воспроизведено внутреннее убранство крестьянской избы. Экспонаты обеих экспозиций рассказывают о бытовом укладе прошлого.
Печь – душа крестьянского дома. Она давала людям тепло, в ней готовили пищу и даже мылись. Печь ставили справа или слева от входа.
Красный угол
«Красный угол» занимал почетное место в избе и находился по диагонали от печи. Название «красный угол» означает святой, красивый, Божий.
Здесь на полке украшенной полотенцем стояли иконы, горела лампада.
Предметы крестьянского быта
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи. Сундуки, посудные полки.
Главным предметом мебели считался обеденный стол. Он стоял в «красном углу». Размеры стола зависели от количества членов семьи. Чем больше семья, тем больше был обеденный стол.
Вдоль стен в избе стояли широкие лавки. На них и сидели , и спали.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. По количеству сундуков определяли богатство семьи. Чем больше был достаток в семье, тем и сундуков было больше.
Бабий кут
Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался – «бабий кут». Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, помело. Рядом ступа с пестом.
В этом разделе экспозиции привлекает внимание учащихся деревянная узкая доска с зарубками и на конце с тонкой ручкой – это самый старый утюг. Для его названия в местном говоре использовалось слово «рубель». На круглую палку наматывалась вещь, и с помощью рубеля производилось глажение.
В музее есть 3 чугунных утюга.
Да будет свет
В музее представлены осветительные приборы. Это лампы керосиновые со стеклом.
Они отличаются размером и формой. Одна из них с алюминиевым отражателем света.
Купеческий быт
В данной экспозиции воссоздан интерьер столовой, в которой представлены атрибуты купеческого быта.
Экспозиция находится в учебном кабинете технологии, где для девочек проходят уроки по кулинарии.
В данной экспозиции воссоздан интерьер столовой, в которой представлены атрибуты купеческого быта.
Экспозиция находится в учебном кабинете технологии, где для девочек проходят уроки по кулинарии.
Что даёт музей нашим ученикам?
· новые знания, углубляющие и расширяющие их понимание истории и других предметов и повышающие общий культурный уровень;
· развитие познавательного интереса, возникающего на занятиях, тематика которых специально подобрана с учетом занимательности;
· формирование пространственных и предметных представлений;
· развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
· воспитание эмоций, развитие воображения, фантазии и творческой активности.
Роль музея в образовательном процессе?
· обзорные экскурсии для гостей школы, студентов
· проведение уроков на базе музея
· использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке