Государственное общеобразовательное учреждение
Ярославской области
"Рыбинская школа-интернат № 2"

         1. Сурдопедагог или сурдолог?

Бывают случаи, когда родители детей с нарушениями слуха для проведения занятий по развитию слуха и речи ищут специалиста сурдолога, а не сурдопедагога.

Почему так происходит? Чаще всего это связано с незнанием родителей специфики работы сурдолога и сурдопедагога. Стоить отметить, что имеется  схожесть в названии специальностей, также эти специалисты оказывают помощь в реабилитации детям с нарушенным слухом. Но, несмотря на это, направления деятельности этих специалистов разные.

Сурдолог – это врач, занимающийся диагностикой и лечением нарушений слуха, подбором и настройкой слухового аппарата или процессора кохлеарного имплантанта. То есть в своей работе врач -сурдолог использует медицинские и технические методы реабилитации.

Сурдопедагог – это специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными  имплантантами. Сурдопедагог проводит занятия с детьми, которые направлены на то, чтобы обучить ребенка использовать новые слуховые возможности для расширения представлений об окружающем мире и развития у него устной речи, что дает возможность интеграции в общество слышащих сверстников. То есть в своей работе сурдопедагог использует  психолого-педагогические методы реабилитации.

                  2.  Зачем нужны занятия с сурдопедагогом?

Часто родители считают, если ребенку надели слуховые аппараты, то он уже слышит, а значит, сразу научится говорить. И занятия с сурдопедагогом только лишние траты для семейного бюджета. Но это ошибочное и опасное заблуждение. Слуховой аппарат лишь корректирует физический слух, который затем предстоит сделать функциональным. Без помощи сурдопедагога самостоятельно ребёнок не сможет научиться говорить. Ребёнок, который только учится слушать, должен пройти несколько этапов становления речи. Сурдопедагог развивает остаточный слух ребенка, учит дифференцировать звуки окружающего мира,  работает над формированием внятной и выразительной речи, пополняет активный словарный запас, учит понимать сказанное, читать и письменно излагать свои мысли, общаться с другими людьми и понимать их.

3. Не приведет ли  ношение слухового аппарата  к дальнейшему ухудшению слуха?

 Правильно подобранный и настроенный слуховой аппарат не может испортить слух. Напротив,  постоянно пользуясь им,  орган слуха и мозг непрерывно «трудятся», перерабатывая поступающую информацию, сохраняя и тренируя свои функции.

  4.  Помогают ли слуховые аппараты  в разборчивости речи или они только  усиливают все звуки?

 Цифровые программируемые слуховые аппараты последних поколений «умеют» отличать речь от окружающих шумовых помех, выделять и усиливать ее, подавляя фоновые звуки. Это значительно облегчает понимание речи, особенно в многолюдных, шумных помещениях.

          5. Обязательно ли знать глухим детям дактильную речь?

            Часто родителей глухих дошкольников настораживает, что в школе для детей с нарушениями слуха используют дактильную речь. Родители считают, что это может помешать детям в усвоении устной речи.

             Дактильная речь в начале обучения в школе глухих (1 дополнительный, 1 класс) выступает как исходная форма речи, т.к. дети еще не могут полноценно говорить и общаться. На других этапах обучения дактильная речь используется как вспомогательное средство в усвоении языка. Овладение произношением происходит в условиях интенсивного развития слухового восприятия.