Меню сайта

Развитие мелкой моторики

Игры на развитие мелкой моторики важны для всех детей, в том числе для детей-аутистов. Такие игры гарантированно обеспечивают развитие зрительно-моторных функций и координации мелкомоторных движений. Также они помогают выработке полезных умений и навыков, способствуют овладению мыслительными операциями и активизируют речевое развитие. Что касается аутичных детей, то обширный выбор материалов, применяемый в подобных играх, позволяет выбрать наиболее привлекательные для ребенка с тем, чтобы опереться на его излюбленные сенсорные впечатления и посредством реализации принципов эмоционально-смыслового подхода перевести его игру с автономного манипулирования предметами на качественно новый сюжетный уровень.

Организация эффективной игры на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами

Если мы с вами избежим ошибок, последствия которых не слишком заметны в случае обычных детей, но катастрофичны для детей-аутистов, игры на развитие мелкой моторики будут для наших ребят весьма полезны. Причем, эту пользу мы с вами сможем наблюдать воочию. Принципиальная разница между обычными детьми и детьми с РАС, которую обязательно нужно учитывать при организации игр на развитие мелкой моторики, заключается в следующем.В отличие от обычных ребят, самостоятельно вырабатывать смыслы происходящего вокруг и своих действий детям-аутистам сложно.Именно в этом мы будем активно им помогать в ходе игры – выстраивая, формируя и удерживая связь между привлекательным сенсорным материалом, игровыми действиями и опытом ребенка.Формирование смысла происходящего, обеспечение связи игрового материала и действий ребенка с его текущим и прежним опытом — станет для нас главной задачей.

Определимся со средствами. Наиболее эффективно решать задачи на формирование смысла позволяет смысловой комментарий. Следовательно, смысловой комментарий станет главным средством нашей помощи ребенку в игре на развитие мелкой моторики. Остальные (эмоциональное тонизирование и физическое тормошение) будем использовать в качестве дополнительных, но с разной интенсивностью. Игра на развитие мелкой моторики потребует от ребенка максимальной мобилизации зрительно-моторных функций. Чтобы не мешать, визуальные и тактильные варианты (жесты, мимика, прикосновения) сведем к достаточному минимуму, прибегая к ним в случае крайней необходимости. Остаются аудиальные варианты. Слушать нас ребенок сможет без потери качества выполняемых действий. К тому же наша речь и передаваемые в ней смысловые комментарии будут максимально ему помогать. Соответственно, когда одних смысловых комментариев окажется недостаточно, будем усиливать помощь посредством интонирования, эмоционального окрашивания своей речи. То есть станем подключать к смысловым комментариям аудиальные варианты эмоционального тонизирования ребенка.

В итоге набор средств решения задачи будет выглядеть примерно следующим образом.

  1. Смысловой комментарий – первоочередное средство, максимальная интенсивность.
  2. Поддерживающие и подбадривающие интонации в голосе (элементы эмоционального тонизирования) – дополнительное средство, умеренная интенсивность.
  3. Мимика и жесты, иллюстрирующие и поясняющие эмоции ребенка и наши реакции (элементы эмоционального тонизирования), а также помогающие, успокаивающие и подбадривающие прикосновения, победный хлопок в ладошку ребенка в случае удачи (элементы физического тормошения) – дополнительные средства, минимальная интенсивность в стандартной ситуации.

Выберем подходящую схему размещения. Чтобы ребенок хорошо слышал наши комментарии, а мы без труда демонстрировали ему игровые действия и (при необходимости) беспрепятственно вступали в эмоциональный и физический контакт, сядем рядом – либо напротив (предпочтительнее), либо сбоку от ребенка. Если ребенок маленький, играть можно на полу. Если постарше, для игры с мелкими предметами лучше расположиться за столом.

Осталось определиться с игровым материалом. Что касается выбора материалов, то их арсенал, традиционно задействованный в развитии мелкой моторики, одинаково хорошо подходит всем – и обычным, и особенным детям. Для игры подойдет практически все, что помещается в ладонь ребенка и предполагает, допускает манипуляцию пальцами (можно брать, перекладывать, мять, тянуть, рвать и т.п.).

Рассмотрим наиболее распространенные варианты материалов, применяемых в играх на развитие мелкой моторики.

Больше доверяйте своим детям. Не торопитесь делать что-то за них или активно помогать в выполнении тех или иных действий. Если у ребенка что-то не получается, остановитесь и подумайте. Верно ли выбран материал, хорошо ли объяснено задание? С целью развития мелкой моторики желательно предлагать такие материалы и игровые задания, с которыми ребенок справится самостоятельно или с небольшой помощью. Взрослый может показать, присоединиться, немного помочь, чуть-чуть поправить, но не более. Помните, что ваша задача сейчас не помочь сделать, не научить, а качественно прокомментировать, связав все, с чем сталкивается и что делает ребенок с его переживаниями, впечатлениями, опытом.

Если материал выбран адекватно, а игровое задание хорошо объяснено, то ваше вмешательство в действия ребенка окажется минимальным. Это крайне важно, поскольку в ходе игры мелкая моторика должна развиться не у взрослого, а у ребенка, с которым он играет.