Меню сайта

Работа над речью неслышащего ребенка в домашних условиях

На уроках и индивидуальных занятиях по формированию произношения и слухового восприятия дети обучаются речи, у них развивают способности пользоваться слухом. При использовании звукоусиливающей аппаратуры речь развивается более интенсивно: быстрее нарастает запас слов и грамматических форм, быстрее достигается правильное произношение. 
Но не только учитель в классе, но и родители ребенка могут и должны помочь ему быстрее и правильнее овладеть речью. 
Чем теснее вы поддерживаете связь с педагогами, выполняя их советы, читаете общую и специальную литературу по формированию речи у неслышащих, тем самым Вы помогаете ему не ощущать свой физический дефект, во всяком случае, не тяготиться им. 
Важно знать, что одной из главных задач развития ребёнка с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства общения. 

Каждым своим действием побуждайте ребёнка к речевому общению, следите за правильным произношением! 

Советы родителям 

1.     Выясните у учителя  над каким словарем работают в классе и постараться ввести этот словарь в повседневную речь.

2.     Выпишите эти слова крупными буквами на лист бумаги и повесьте на видное место.

3.     При общении стимулируйте ребенка выполнять ваши поручения типа: встань, сядь, иди сюда, принеси отнеси, дай и т. п.

4.     Поощряйте его стремление оречевлять свои действия: я взял, я сел, я принес

5.     Необходимо постоянно уточнять и исправлять слова, произносимые ребенком, используя устно-дактильную речь


Правила для общения с неслышащим ребёнком  
 

1.     Прежде, чем начать говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребёнка

2.     Не задавайте вопроса:  "Понятно?", а требуйте от ребёнка повторения вслух любого своего высказывания (вопроса, поручения)

3.     Следите, чтобы выражение  лица и реактивное поведение соответствовали ситуации или содержанию речи

4.     При общении с ребёнком стремитесь проговаривать то, что он говорит (сопряжённо или отражённо, полностью или фрагментарно)

5.     Стройте фразу так, чтобы она начиналась с хорошо воспринимаемых слов или со слов, которые только что произнёс ребёнок. Соблюдайте естественный порядок слов в предложении

6.     Говорите с ребенком голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, выделяя ударение в словах

7.     Для исправления речи ребенка используйте фразы: «Повтори хорошо. Я не поняла, скажи правильно»

8.     Воспитывайте у ребёнка активное внимание к любым высказываниям окружающих, обращённых  друг к другу, а не только к нему.


Используйте любую возможность для пополнения словаря  вашего ребенка! 
Главным источником накопления словарного запаса является непосредственное окружение ребенка! Следует пользоваться любым поводом, когда ребенку можно сообщить название предметов, с которыми он столкнулся. Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему: "Повтори: я встал. Я надеваю рубашку. Я надеваю брюки.". Необходимо научить ребенка обозначать предметы и действия: вода, мыло, мою руки, чистые руки и др. 
На прогулках, при посещении магазина, почты и других учреждений нужно называть транспорт, магазины и предметы, которые в них продаются. 
Пользуйтесь любым событием, чтобы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, обрадовался, смеется, скучно, устал, весело, испугался, мороз, жарко и др. 
Записывайте впечатления, полученные ребенком дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо не только составлять такие записи, но и помочь пересказать их. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы. 
Следует обсуждать просмотренные фильмы, телевизионные детские передачи! 
Записав текст, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковыми шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Предложение должно укладываться в одну строчку. Переносить слова не следует. 
Эффективным источником накопления словарного запаса являются сюжетно-ролевые игры. Во время игры нужно приучать ребенка называть игрушки и действия, которые производятся. Играйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры: в «доктора», в "магазин", в "школу" и т. п. В процессе игры повторяйте ранее усвоенные слова и обучайте ребенка новым словам. 
Учите детей правилам речевого этикета! Нередко даже самые активные и общительные дети замыкаются при общении с незнакомыми людьми, так как не знают как себя вести. Покажите ребенку на собственном примере как нужно здороваться, прощаться, как можно извиниться, выразить просьбу, задать вопрос. 
Напишите новые слова на листке и повесьте на видное место. 
Окружите ребёнка  миром звуков, ведь ребенку так важно услышать и познать мир. При этом не забудьте о слуховых аппаратах!   
Важно, чтобы ребенок не забывал его дома и у него всегда были свежие батарейки или заряженные аккумуляторы. 
Желательно протезировать  на оба уха (биноурально). Это качественно улучшает восприятие звуков и разборчивость речи. 
Обучайте ребенка чтению с губ! Старайтесь сами говорить, хорошо артикулируя звуки – тогда ребенку будет легче вас понимать. 

Не скупитесь на похвалу! Помните: чем сильнее вы будете радоваться маленьким победам ребенка, тем лучше у него будет получаться!