Меню сайта

Нужно ли глухого ребенка обучать дактильной речи?

Известно, что устная речь – наиболее совершенная форма общения, и решение коммуникации, естественно, должно предусматривать приобщение глухих учащихся именно к этой форме речи. Только с нее начинается овладение языком в норме. На выработку навыков артикуляции и зрительного восприятия устной речи затрачиваются огромные усилия, и на это требуется длительное время. Следовательно, начинать обучение речи, как средству общения устной формы просто невозможно. Поэтому, абсолютно, необходимо обратиться кдактильной речи. Это базовый язык глухих, родной язык на ряду со словесной речью. Обе эти формы речи обусловлены, тесно взаимосвязаны на первых порах обучения.

По мере овладения словесной речью, дактильная речь уходит на второй план и является вспомогательной речью, и используется в том случае, если ребенок не понимает и не различает слов говорящего.

Было выявлено, что использование дактильной речи значительно повышает скорость запоминания слогов, слов, цифр.

Формирование дактильной речи не противоречит обучению устной речи, не мешает овладению чтением с лица и произношением, а наоборот помогает этому.

Дактильная речь – своеобразная речевая форма, привлекаемая как средство компенсации при нарушенном слухе. (писал выдающийся сурдопедагог Л.С.Выгодский).

Правила дактилирования

Дактилология – ручная (пальцевая) азбука – является специфическим средством общения: по функции дактильная речь тождественна устной, по основе – письменной речи.
В русской дактилологии 33 дактильных знака, каждый из которых соответствует начертанию буквы. Так же как письмо, чтение и произношение, дактилирование требует соблюдения норм словесной речи и ведется по следующим правилам:
- Дактилируют в соответствии с нормами правописания (правилами орфографии).
- Дактильная речь обязательно сопровождается артикуляцией (проговариванием сообщения).
- Дактильные знаки показывают точно и четко.
- Дактилирование ведут плавно и слитно. Резкое отрывистое дактилирование считается грубой ошибкой.
- Дактилируемые слова разделяются паузой, фразы – остановкой.
- Дактилировать общепринято правой рукой.
- При дактилировании рука согнута в локте, кисть руки находится на уровне плеча, слегка вынесена вперед и обращена ладонью от себя, к собеседнику. 
- Дактилирующая кисть руки сдвигается влево.
- В случае ошибки или непонимания повторно дактилируется все слово.
- Дактилирующий смотрит на собеседника.

Опытные переводчики советуют изучать дактильную азбуку перед зеркалом.

Дактильная (ручная) азбука