Меню сайта

Аутичный ребенок – проблемы адаптации.

Период адаптации к дошкольному учреждению – обычно достаточно сложный этап в жизни любого ребенка и его семьи. С одной стороны, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) не приспособлены к жизни в детском коллективе, с другой – не имея положительного опыта пребывания в нем, он и не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, понимать и учитывать в своих действиях желания и интересы других людей.

Часто ребенок с аутизмом, поступая в детский сад, испытывает трудности адаптации, связанные с:

- проблемой отрыва от матери, к которой он эмоционально привязан.

- сменой привычной обстановки. Бытовая адаптация аутичного ребенка особенно сложна, так как такой ребенок не просто чувствителен к новой обстановке, но и требует соблюдения всех привычных деталей во всех процедурах, во всех освоенных навыках.

- осваиванием режимных моментов дошкольного учреждения (дневного сна, еды, самостоятельного хождения в туалет).  

- вхождением в группу других детей, постоянное присутствие в ней.

- крайняя медлительность аутичного ребенка. Он может просто как бы "не слышать" обращения или не следовать ему, выглядеть отсутствующим или растерянным, не понимать требования.

Как же помочь такому ребенку адаптироваться? Необходимы совместные усилия и близких ребенка, и всех тех взрослых, которые находятся рядом с ним в дошкольном учреждении.

  1. Адаптация ко времени сна и пробуждения. Начать процесс необходимо примерно за месяц до начала хождения в сад. Будите ребенка на полчаса раньше, чем он обычно встает. Желательно сразу после подкрепления предложить ребенку стакан сока или другое положительное подкрепление за то, что он встал с кровати.
  2. Адаптация к саду. Можно, например, ходить на прогулку с ребенком к его будущему садику, смотреть, как там гуляют и играют дети, рассказывать подробно, как будет проходить день, какая будет воспитательница (для этого у вас действительно должно быть собрано достаточно сведений о данном дошкольном учреждении и группе, куда попадет ребенок), когда его будут забирать домой.
  3. В этот же период ребёнка нужно познакомить с групповым помещением. Однако, делать это лучше в тот момент, когда в группе никого нет (например, когда остальные дети на прогулке). Таким образом, малышу предоставляется возможность освоиться с предметами обстановки в группе.
  4. Сделать фото всего того, что связано с детским садом (фото группы, взрослых, детей) и повесить дома. Это необходимо для того, чтобы ребенок в домашней обстановке постепенно привыкал к новой среде.
  5. Дозированность пребывания в дошкольном учреждении. Удачный вариант дозированного пребывания – момент прогулки в саду. На прогулке первое время желательно присутствие мамы. Во-первых, ребенку с ней комфортнее и надежнее, во-вторых, она может познакомить его с детьми, посещающими группу, наконец, сама получить о них определенное представление и познакомиться с воспитательницей. Это очень важно не только для понимания подробностей обстановки в детском саду и подготовки к ней, но и для дальнейшей совместной с малышом переработки впечатлений дня и их эмоционального осмысления.
  6. Дозированность пребывания в детском саду должна соблюдаться еще в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов.
  7. Регулярность посещения и определенные режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и аккуратно поддерживаться. Это создаст определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка, а соблюдение проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими его деталей будут давать малышу также ощущение стабильности и комфорта.

          Таким образом, чтобы адаптация в детском саду прошла успешно, и ребенок с РАС смог почувствовать себя комфортно, необходимо участие и активная работа родителей и воспитателей. Помните, что здесь важна не скорость, а успешность адаптации.