Реабилитация детей с кохлеарной имплантацией
В настоящее время кохлеарная имплантация (КИ) является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарныйимплантант обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30 – 40 дБ, улучшает восприятие окружающих звуков, но, вместе с тем, не дает возможности дифференцированно понимать речь и разговаривать – для этого детям после КИ необходим длительный процесс реабилитации и большая работа специалистов и родителей.
Наша школа имеет практический опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации. Педагоги прошли обучение по коррекционно-педагогической помощи глухим детям после КИ под руководством ведущих специалистов О.В. Зонтовойи А.И Сатаевой. Слухоречевую реабилитацию детей с КИ успешно проводят сурдопедагоги, учителя – дефектологи, воспитатели, психолог, учитель музыкальной ритмики.
Коррекционная работа строится с учетом уровня слухоречевого развития и индивидуальных особенностей ребенка. Часть детей с КИ закончили обучение в дошкольном отделении и в настоящее время обучаются в массовой школе. Сейчас 2 ребенка с КИ, прошедшие дошкольную подготовку в нашей школе, обучаются в 3 классе со слабослышащими детьми. Обучение детей с КИ в группе со слабослышащими способствует активизации речи и развитию речевого общения со сверстниками.
Обучение детей после КИ ведётся по программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» (2003). Для слухоречевой реабилитации имплантированных детей используются пособия «Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей после КИ» Зонтовой О.В. под редакцией И.В. Королёвой и «Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарнымиимплантами» И.В. Королевой – С-Пб.: Лемма, 2005 (ФГУ «Санкт-Петебургский НИИ уха, горла, носа и речи») .
Школа имеет комплект методических материалов «Занимаемся с Ушариком», разработанный ведущими сотрудниками ФГУ «Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи»,
книгудля родителей И.В. Королевой «Кохлеарная имплантация и дети»,компьютерную программу для развития слухового восприятия неречевых и речевых звуков и овладения ими азбукой — «Учись АЗБУКЕ в стране Смешариков». Также регулярно школа получает журналы «Ушарик», которые активно используются педагогами и родителями на занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха.