Меню сайта

Как научить ребенка понимать речь говорящего

Для ребенка, имеющего снижения слуха представляют большие трудности воспринимать и понимать речь диктора (говорящего). В русском языке много звуков, которые плохо слышны: это шипящие и свистящие: С, Ш, Ф, Х, Ц, Ч, Щ. Некоторые звуки не видны артикуляционно: это дальнеязычные : К, Г, Х. Некоторые звуки зрительно воспроизводятся одинаково, но звучат по разному: З, Ж, М, Б, Н, Т, Л. Для того, чтобы ребенок хорошо понимал речь говорящего, надо соблюдать следующие правила:

1.Лицо говорящего должно быть всегда освещено, и находиться на уровне глаз ребенка.

2.Когда говорите, надо стоять спокойно, нельзя при этом расхаживать по помещению.

3. Говорите четко все слова, нормальной громкостью, спокойно, выразительно.

4. Особенно новые слова проговаривать четко и замедленнее.

5. Предложения лучше говорить короткие с ясной и понятной мыслью. Длинные предложения малыши не улавливают, и плохо понимают.

Например: В раздражении мы можем сказать: «Сколько можно повторять!. Что это за ребенок! Сейчас же убери все игрушки на место! Посмотри, ты собрал всю пыль с пола! – Так говорить – Н Е Л Ь З Я !

Надо сказать знакомыми ребенку словами, в о т т а к:

«Встань с пола. Там пыль. Собери игрушки».

Вся информация должна быть изложена короткими фразами. Прежде чем сказать что-то ребенку, сначала продумайте, как правильно изложить свою мысль и упростить фразу.

6. Помните, что вашей речи подражает ребенок. Поэтому следите за своей речью. Ваша речь должна быть образцовой, литературной, выразительной, нормальной громкости.

Основные звуки

А, О, У, Э, И, П, Т, К, Ф, С, Ш, Х, В, Л, М, Н, Р

На первоначальном этапе обучения этими звуками могут быть заменены следующие звуки:

 

Основные

фонемы

А

О

 

У

Э

и

п

Т

К

Ф

С

Ш

Х

В

Л

М

Н

Заменяемые

звуки

 

Я

Ё

Ю

Е

Ы

Й

ПЬ

Б

БЬ

ТЬ

Д

ДЬ

КЬ

Г

ГЬ

ФЬ

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ж

Ч

Щ

ХЬ

ВЬ

ЛЬ

Р

РЬ

МЬ

НЬ

 

Внимание! Следите, чтобы дети не заменяли звука -Р горловым звуком – ГХ.

Надо перевести временно звук – Р на Л. Пусть ребенок пока говорит

ЛЫБА, ЛАМА, ЛОМА и т.д.


Приемы работы неслышащим ребёнком по восприятию речи

1.Поставьте ребенка перед собой и говорите ему ровно, спокойно, четко, простую фразу.

2.Попросите ребенка повторить то, что вы ему сказали. Убедитесь, что ребенок вас понял. Если он вас не понял, снова повторите эту фразу и попросите повторить ее.

3. Если снова ребенок не понял, повторите еще медленнее и четче, можно, сопровождая дактильной речью, показом таблички, картинки, предмета.

4. Эту фразу надо закрепить в течение недели, чтобы она сохранилась у ребенка.