Меню сайта

 Индивидуальные занятия по РРС и ФПСУР

Занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи являются обязательными и проводятся индивидуально с каждым ребенком на протяжении всего периода обучения в школе. На каждого глухого обучающегося отводится 3 часа в неделю на протяжении всех лет обучения, на каждого слабослышащего обучающегося – 3 часа в неделю в 1– 5 классах и 2 часа в неделю в 6 – 10 классах. Начиная с 3 класса, на индивидуальном занятии допускается работа с учащимися парой или небольшой группой с целью активизации устной коммуникации и развития слухового восприятия речи не только учителя,  но и друг друга.

Учебный предмет состоит из двух взаимосвязанных разделов: развитие  речевого слуха и формирование произносительной стороны устной речи.

Формирование произносительной стороны устной речи направлено на развитие внятной, естественной, выразительной речи, приближающейся к естественному звучанию. Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы: работа по развитию речевого дыхания; работа над голосом; работа над звуками и их сочетаниями; работа над словом; работа над фразой. При работе над произношением активно используются приёмы фонетической ритмики.

Усвоение глухими учащимися звукового состава речи зависит от их индивидуальных особенностей.

              

Развитие речевого слуха на индивидуальных занятиях в 1-5 классах осуществляется в процессе специального обучения восприятию речевого материала только на слух. Начиная с 6 класса предусматривается слухо-зрительное восприятие устной речи с последующим опознаванием речевого материала на слух. Речевой материал включает слоги, слова и словосочетания, фразы, небольшие по объему тексты диалогического и монологического характера. Для уточнения понимания речевого материала, предъявляемого на слух, используются различные виды работы: выполнение поручений, ответы на вопросы, составление аппликаций, работа с фигурками, с рассыпным текстом, инсценировка и др.

        Развитие речевого слуха каждого учащегося зависит от состояния его тонального слуха, уровня развития словесной речи и от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка. Поэтому в процессе обучения на индивидуальных занятиях реализуется индивидуально-дифференцированный подход.

                    

   На каждого обучающегося ведется мониторинг динамики развития речевого слуха и произносительной стороны речи на всех годах обучения в школе. В конце первого полугодия и в конце учебного года проводятся контрольные проверки по формированию произношения, по развитию речевого слуха и слухозрительного восприятия. Итоги фиксируются в протоколах контрольных проверок и в картах слухоречевого развития. В конце учебного года проводится аудиторская проверка внятности речи учащихся 1-11 классов, результаты  которой фиксируются в протоколах. Учитель-дефектолог определяет динамику внятности речи обучающихся и заносит данные в карты слухоречевого развития. Систематически ведётся учёт аудиометрических данных.