Меню сайта

Игры на развитие мелкой моторики

Шнурки. Стандартные манипуляции со шнурками, это шнуровка, завязывание на шнурках узелков и бантиков. Для шнуровки можно использовать обычную или кукольную одежду и обувь, а также специальные игрушки. В детских магазинах есть разнообразные игры-шнуровки. Однако для игр с детьми-аутистами рекомендуем выбирать те из них, которые непосредственно отражают ситуации, требующие умения шнуровать и завязывать на шнурках узелки и бантики, т.е. игрушки, изображающие одежду или обувь. Это позволит придать игре понятный ребенку смысл и без проблем перенести выработанный навык в реальную жизнь.

 

Пуговицы. Пуговицы используются в конструировании, классификации (сортировке), выработке прикладного навыка. Для конструирования и сортировки пуговицы можно выбирать, отталкиваясь от навыков и сенсорных предпочтений ребенка. В коллекцию могут входить пуговицы разных размеров, цветов, форм, материалов (пластик, металл, дерево, ткань), обладающие разной текстурой (гладкие, шершавые, плоские, рельефные) или визуальными эффектами (блестящие, матовые, прозрачные, непрозрачные). При этом следует помнить о безопасности. Детям, которые тянут предметы в рот, предлагать не пришитые к ткани мелкие пуговицы не стоит. Детально познакомить ребенка с принципом застегивания и расстегивания помогут большие пуговицы и широкие петли (например, на одежде крупных игрушек, карнавальных костюмах, держателях для штор и т.д.). Освоив принцип, можно приступить к застегиванию пуговиц на кукольной и обычной детской одежде. Помните, что петли для пуговиц тоже бывают разными – обметными, обтачными, вытачными, руликовыми и т.д. Лучше не ограничивать ребенка знакомством с «обычными петельками и пуговками», а демонстрировать все доступные варианты. Кто знает, какие из них окажутся на его одежде завтра. Богатое разнообразие пуговиц и петель позволяет сделать такую игру очень веселой и захватывающей.

Молнии. Застежки-молнии используются, как правило, для развития познавательной активности и формирования прикладного навыка. Молнии отличаются многообразием цвета, бывают неразъёмные, разъёмные (расстёгиваются сверху), двухзамковые (расстёгиваются сверху и снизу), пластиковые и металлические, витые и литые, узкие и широкие, со стопором и без. Увлекательной получается игра с изучением различных моделей, подбором похожих, комбинированием цвета половинок от одинаковых (разъемных) застежек-молний. Продумывая игры, стоит учесть, что ребенку пригодится умение тянуть собачку молнии вверх, вниз и в сторону, причем зачастую одной рукой. Для выработки таких навыков детям лучше предлагать не отдельно взятые молнии, а вшитые вертикально и горизонтально в одежду, обувь, сумки, игрушки и т.п. В игре полезно объяснить для чего используются застежки-молнии. Можно сложить небольшие предметы в детскую сумку, застегнуть молнию и продемонстрировать, что теперь из нее не выпадет даже самая маленькая игрушка или монетка. Можно предложить ребенку пройтись в расстегнутых сапогах, затем застегнуть молнии и пояснить, что теперь можно смело бегать, не опасаясь, что нога выскользнет. Можно предложить ребенку застегнуть молнию на своей кофте или куртке и подуть, давая понять, что теперь до тела не доберется ветер или холод. Помните, что детям очень важно передавать не только навык, но и смысл его применения. А смысл лучше всего передается в опыте или в эксперименте.

Бельевые прищепки и канцелярские скрепки. С помощью декоративных прищепок и разноцветных скрепок можно конструировать интересные, порой неожиданные для ребенка образы и персонажи. Например, можно подготовить различные фигурки из цветного картона, которые при креплении к ним прищепок или скрепок «вдруг превратятся» в солнышко (лучики) или тучку (дождинки), ежика или елку (колючки), зайчика или белку (ушки), птичку, рыбку или зверька (хвост), цветочек (лепестки) или домик (треугольная крыша) и т.д. Замечательно, когда в конструируемых образах воплощаются любимые персонажи (сказок, стихов, мультфильмов) или недавние впечатления ребенка (попал под дождь, ходил в зоопарк, дарил цветы, ездил на дачу). Таким нехитрым способом развивается не только мелкая моторика, но и образное мышление детей. Имея под рукой и прищепки, и скрепки, при конструировании одного образа можно использовать то одно, то другое, то все вместе. Тем самым вы не дадите повода привыкнуть к определенному стереотипу использования конкретных материалов и ненароком поспособствуете развитию в игре творческой инициативы ребенка. Со временем он станет сам выбирать материал, достраивая ту или иную фигуру. Прикрепляя к картонным заготовкам не только сами прищепки и скрепки, но и с их помощью яркие атласные, шелковые или гофрированные ленты (особенно в качестве дождинок, хвоста, гривы), можно сделать игру более динамичной. При движении такой игрушки ленты красиво развиваются, приковывая взгляд ребенка и побуждая его двигаться. Движения ребенка и игрушки можно сопровождать ярким смысловым комментарием, способствуя переходу ребенка от элементарного манипулирования предметами к незатейливой сюжетной игре (которую со временем можно развивать и детализировать).

Липучки и мозаика. Вот уж где открывается поистине безграничный простор для фантазии по выкладыванию узоров и всевозможных изображений с нашими детьми, так это на ковролиновых ковриках при помощи полосок, кружочков и других геометрических фигур, изготовленных из липучих лент, или на полях-основах всевозможных пластиковых мозаик. Здесь уж точно ничто никуда не денется, даже при не совсем ловких движениях ребят. К тому же эти материалы необычны. Они привлекают детей не только яркими красками, но и разнообразием сенсорных впечатлений от звуковых и тактильных ощущений. А самое замечательное, что на фоне такой игры легко можно перейти к совместному действию в рамках одного события. Протяните к ребенку ладошку, скажите, что тоже хотите поиграть в эту удивительную игру, попросите дать вам детальку. Протяните подходящую в данный момент деталь, предложите взять эту, чтоб было красиво. Наши дети слишком добры и отзывчивы, чтобы оставить в беде «скучающего» взрослого. Потому внемлют мольбам и сначала делятся деталями, затем начинают с интересом включаться в совместную творческую деятельность, которая (при верном подходе) способна перерасти в захватывающую игру, подарив радость совместного проживания увлекательных игровых историй и значимых жизненных событий.

Крупы и макаронные изделия. Эти материалы интересны и многофункциональны в плане выполнения всевозможных аппликаций, классификаций, изготовления и украшения поделок. Их можно красить или использовать «как есть». Что может быть проще, чем предложить ребенку рассортировать фасоль и горох по разным мисочкам или емкостям с узким горлышком, чтобы невзначай освоить понятия «светлее и темнее», «больше и меньше», попутно рассказывая о его ценных личных качествах и развивающихся умениях. Но это не все. Попробуйте щепотью сыпать манку или пшено на лист с рисунком, на который нанесен клей ПВА. Или, к примеру, брать по одной крупинке риса или гречки, чтобы поместить их в небольшой флакон. Смотрите: при многочисленных попытках ваши пальцы начнут складываться как при письме, от движения кистей рук потребуется изрядная точность, которую рано или поздно (уставая и промахиваясь) начнете сознательно контролировать, зрительно отслеживая качество своих движений. Желаете нанизать макароны на нитку, чтобы получились бусы? Пожалуйста. Заметьте: с вашими глазами, руками и пальцами будет происходить все то же самое, что и в предыдущих случаях. Хотите фокус? Попробуйте взять любой из этих материалов (за исключением самых мелких, сыпучих) маленькой игрушечной ложечкой или зажатым в пальцах плоским пинцетом и перенести крупинку или макаронину в какую-нибудь емкость (миниатюрную игрушечную посудку или склянку для хранения кукольной еды). Получилось? Улыбнитесь: похоже, ваша кисть и зрительно-моторные функции достаточно развиты, чтобы приступить к выработке качественных графических навыков. Посредством таких несложных игр и «проверок» можно подготовить пальчики ребенка к правильному захвату карандаша, а глаза и кисть – к более точному рисованию и кропотливому письму.

Пластичные массы. Для развития мелкой моторики замечательно подходит лепка. Лепить можно из любой безвредной для ребенка пластичной массы — из пластилина, соленого теста, крахмального теста, кинетического песка, гончарной глины, полимерной глины, и т.д., и т.п. Желательно, чтоб изначально материал был достаточно плотным. Разминая его, скатывая колбаски в ладошках или шарики в пальчиках, ребенок не только готовит материал для работы, но и получает отличный массаж ладоней и пальцев рук. Чем меньше размер деталей для конструкции или аппликации, тем более точными и скоординированными становятся движения пальцев рук ребенка. Однако размер пластичных деталей желательно уменьшать постепенно. Дело в том, что наши с вами дети очень хотят быть успешными и тяжело переносят конкуренцию (в том числе со взрослым, у которого в отличие от них «все всегда получается»). Если предложенное задание не покорится ребенку со второго-третьего раза, он может надолго отказаться от него, чтобы избежать риска снова оказаться «неуспешным». Обратите внимание, что из тонких «колбасок», скатанных из пластилина, можно с успехом выкладывать контур рисунка (в отличие от легко сдвигаемых тесемок и веревочек). Также на пластилине, тесте, кинетическом песке можно «рисовать», прочерчивая линии тонкими палочками (зубочистки, спички, старые карандаши и т.п.), делая оттиски самыми разными предметами (начиная от шариков су-джок, колпачков фломастеров, колес машинок и т.д., и заканчивая следами от геометрических фигур и маленьких игрушек). Отпечатки удобнее оставлять, конечно, на тесте и песке – они проще смываются с использованных предметов. Хотя на пластилине след отпечатывается четче. Можно отметить, что подобные игры, помимо мелкой моторики, естественным образом развивают воображение. Особенно в процессе обыгрывания ситуаций из жизни самого ребенка или его любимых мультяшек.